Общие сведения.
Ответственность в работе геодезиста не позволяет совершать ошибки. Ошибки геодезиста – это брак в конструкции, повышение трудоёмкости и стоимости в результате переделок, смещение сроков строительства и т. д. По этой причине хорошие геодезисты со временем приобретают такую черту характера как дотошность. И в следствии чего часто бывают нагружены наиболее ответственной работой от смежных подразделений, от чего возникает нехватка времени на скрупулёзное чтение чертежей. А в специальности инженер-геодезист жизненно важен анализ строительных чертежей для упреждения совершения ошибок.
В помощь геодезисту приходит 3D моделирование в системах автоматизированного проектирования. Их большое множество, наибольшей популярностью пользуется комплекс программ AutoCAD, несмотря на высокую стоимость имеющий большое количество инструментов для проектирования. Хотя есть ещё дышащий ему в спину NanoCAD, отечественный аналог AutoCADа, созданный в лучших традициях китайской концепции – «купил, разобрал, скопировал» и стоящий гораздо меньше. Таким образом суть анализа чертежей сводится к построению виртуальной 3D модели конструкции в компьютерной программе.Пример использования 3D моделирования.
Приведу реальный пример. В строительстве мостового перехода «Фрунзенский» через р. Самара в городе Самара предусмотрено возведение двух низководных мостиков, необходимых для строительства непосредственно моста основного хода. От проектировщиков получены чертежи в электронном виде на эти мостики. В проекте допущены конструктивные неточности и руководством организации ведущей строительные работы в связи с недопущением смещения графика строительства принято решение изменить проект конструкции своими силами и немедленно приступить к строительству. И как уже было отмечено выше это задание было поручено геодезисту, т. е. мне. К счастью у меня есть опыт «скоростного черчения», и вот что я сделал. Проверив взаимное расположение опор основного хода и «привязавшись» к одной из них вычертил расположение свай-оболочек низководного мостика. Далее, по локальным размерам отдельных конструктивов, согласно проектным чертежам, «врезал» в них тавровые столики, на которые в свою очередь положил поперечные ригели из 60-го двутавра (60Б2).Поперечные ригели
На поперечные ригели опираются продольные ригели, объединённые между собой связями (ни рисунке не показаны) которые представляют в целом одно пролетное строение.
Продольные ригели
Далее на тавровые столики первого ряда свай-оболочек укладываются блоки ФБС, в будущем служащие шкафной стенкой для удержания насыпи пандуса. На пролетное строение укладывается настил из бруса и обрезной доски, огороженные перилами из 63-го уголка.
Настил и шкафная стенка
В окончании моделирования устраивается въезд на мостик из пандуса отсыпанного пескогрунтом с уложенными по верху дорожными плитами.
Пандус
На рисунках показан один пролет, всего их шесть. Без особого старания, но геометрически абсолютно точное черчение стандартными инструментами AutoCADа заняло примерно 2-3 часа. Конечно с деталировкой времени нужно было бы гораздо больше, но в данном случае она не нужна, т. к. расположение болтов, связей, дополнительных рёбер жесткости и прочее осталось на узлах чертежей проектировщиков. Для геодезиста и руководства расположение основных конструктивов понятны и можно приступать к строительству.
Из 3D-модели можно получить любые виды и разрезы за считанные минуты.
Продольный разрез
А вот что получается в реальности.
Укладка настила
Формирование пандуса
Въезд на первое пролетное строение техмоста
Важно отметить что изменения в проекте обязательно согласовываются сначала с руководством, о чём свидетельствует их подпись на предоставленных изменённых чертежах и схемах (не стесняйтесь требовать подпись), далее с проектировщиками, т. к. они несмотря на неточности в чертежах делают много другой полезной работы, например считают объём использованных материалов, сметную стоимость и т. д.
На первый взгляд 3D черчение может показаться сложным, однако оно в разы проще чем 2D. Но самое главное для геодезиста это то что выстраивая конструкцию по чертежам проектировщиков просто невозможно пропустить ошибку в геометрических размерах, т. к. она сразу будет видна.